На главную
Блокфлейты
    Средневековье
    Ренессанс
    Раннее барокко
    Высокое барокко
Волынки
Tabor pipes
Whistles
Сопилки
Ренессанс
 


Ганасси
Cопрано in c'', альт in g' и f' в строе 440. Сменные трубы для строя 415 и 466 герц.
Дерево - клён, слива, абрикос, боярышник, самшит
  Annette Bauer(Ganassi in g)&Tim Rayborn(lauta)
  Liane Ehlich(Ganassi in f)

Консорт
Сопрано in c'', альт in g' и f', тенор in c', бас in f. Строй 440 и 466 герц.
Дерево - клён, груша


Темперация - среднетоновая.

По-видимому, профессиональное строительство музыкальных инструментов в Европе началось в 15 веке, это относится и к блокфлейте. К концу 15 века устоялись определённые конструкции, сложилась традиция делать консорты - семейства однородных инструментов. Можно говорить о трёх типах блокфлейт, существовавших в эпоху Ренессанса - это флейты "Рафи", описанные на странице "Средневековье", "Ганасси", и консортные флейты.

ФЛЕЙТЫ ГАНАССИ

Цилиндрические флейты с широким каналом и раструбом в конце. Особенностью флейты Ганасси является аппликатура 3-го регистра, также она отличается ярким, мощным, открытым и тембрально простым звуком. Безусловно, это – сольный инструмент, его будет слышно в любом ансамбле. В первую очередь она подходит для исполнения музыки 15-16 веков, но также и для средневековья, и для раннего барокко. В последнее время флейты Ганасси стали часто использовать для исполнения современной музыки. Называется по имени Сильвестро Ганасси, который в 1535 году опубликовал трактат "La Fontegara" - первое известное в истории пособие по игре на блокфлейте, в нём он привёл аппликатуру . Интересно, что в наше время о существовании этой системы стало известно именно из трактата, и позже несколько таких инструментов были найдены в музеях. Мне известно о трёх - в Вене ( Kunsthistorisches Museum, SAM 135/C146/8522 ), Парижском музее музыки ( E.1935 ) и в частной коллекции в Брешии. На этой странице вы видите деталь фрески Francesco del Cossa "Апрель: Триумф Венеры" (1470, Феррара), изображённые флейты почти наверняка – флейты Ганасси.

Инструмент из Вены был найден в начале 1970-х самым известным блокфлейтовым мастером современности Фредом Морганом и долго оставался едиственной известной флейтой этого типа. Морган внёс в её конструкцию существенные изменения (в том числе значительно увеличил раструб), и щедро поделился своим открытием с коллегами. Многие мастера стали копировать и усовершенствовать эту моргановскую модель, так что строго говоря, она не является историческим инструментом. Но она быстро приобрела популярность и под названием "флейта Ганасси" вошла в обязательный инструментарий профессионального блокфлейтиста как некий универсальный инструмент для исполнения любой музыки от Средневековья до раннего барокко. Позже многие музыканты и теоретики стали резонно возражать против такой "неисторической" практики, критика возымела действие, и исполнители стали всё шире использовать другие модели этих эпох - благо за это время таковые модели были обнаружены. Однако игровые достоинства "флейт Ганасси" настольно велики, что они по-прежнему широко использутся и вряд ли когда-нибудь будут вытеснены из исполнительской практики.

КОНСОРТНЫЕ ФЛЕЙТЫ

Флейты с широким коническим каналом, эта конструкция даёт плотный, круглый, тембрально и динамически однородный по всему диапазону звук, что обеспечивает хорошее слияние инструментов в ансамбле друг с другом – хороший консорт звучит, как орган – отсюда и их название. Идеальны для исполнения ренессансной полифонической музыки. Возможно, современных блокфлейтистов удивит, что в эпоху Ренессанса классический консорт состоял из альта, двух теноров и баса, сопрано использовалось реже. В отличие от флейт Ганасси, консортных флейт сохранилось много, в первую очередь – в музеях Вены и Берлина.

Hosted by uCoz